Такая короткая долгая жизнь |
"Роль Рукмини навсегда решила судьбу Смиты Патиль..."
Судьба ее в искусстве была счастливой, путь в кинематографе – прямым и честным, признание – стремительным и безоговорочным.
Карьера Смиты началась на телевидении, куда 17-летнюю девушку, тогда еще студентку колледжа, пригласили работать диктором.
- Не думаю, что получила на телевидении какой-то опыт, полезный для актерской профессии, - рассказывала актриса в интервью на Ташкентском кинофестивале 1978 года. – У диктора совсем иная задача: надо просто читать текст, работать на камеру, т.е. как раз то, чего нельзя делать в кино… Но телевидение дает популярность. Тебя каждый вечер видят, тебя все знают. На меня обратили внимание кинематографисты. Я получила несколько предложений сниматься в коммерческом кино, но оно меня не интересовало, и я каждый раз отказывалась…
Впервые на экране Смита появилась в дипломной работе студента киноинститута Аруна Кхопкара. В этой ленте и заметил ее Шьям Бенегал, предложивший ей участие в детском фильме «Разбойник Чарандас», а затем и роль Рукмини в «Конце ночи». Эту роль отмечали точность психологического рисунка, внутреннее достоинство, понимание и сострадание нелегкой участи героини. Она – жена одного из помещичьих братьев. Братья похитили замужнюю женщину и превратили в свою наложницу, и Рукмини воспринимает случившееся с молчаливой покорностью судьбе, и с внутренним отвращением к творящейся на ее глазах грязи, и с ревностью, уже чисто женской, к незваной сопернице, внезапно занявшей так много места в сердце ее мужа. Не только этой несчастной пленнице выпала участь жертвы, но и самой Рукмини, бессловесной рабыне в собственном доме, без всякой вины погибающей, когда таившаяся и копившаяся за годы ненависть крестьян к угнетателям взрывается яростной лавой восстания.
Эта роль решила судьбу Смиты Патиль – она навсегда связала ее с кинематографом и более всего с творчеством Шьяма Бенегала, у которого снималась затем в «Пробуждении», «Благодеянии», «Трудной роли» и «Рыночной площади».
Помимо бесконечного богатства психологических состояний, работы Смиты Патиль в «Роли» впечатляет и превосходным чувством кинематографической стилистики: ведь, кроме личной судьбы героини, актрисе приходится играть и ее кинематографические роли, исполнять песни и танцы, которые та исполняла в фильмах.
Какие бы роли ни играла Смита Патиль, будь то простая деревенская женщина Чинди в фильме Джаббара Пателя «Я победил! Я победил!» или обольстительница городских 2сламов», нищих лачуг на задворках Амма из «Замкнутого круга» Рабиндры Дхармараджа, будь то интеллигентка Джотсна – преподавательница колледжа в «Полуправде» Говинда Нихалани или Зинат, девушка из увеселительного заведения в «Рыночной площади» Шьяма Бенегала, будь то, наконец, роли в коммерческом кино, куда не без долгого колебания все же пришла работать Смита и сыграла там и страдающих матерей, и покинутых жен, - во всех ее ролях ощущалась неординарность человеческой личности, глубокое уважение к своим героиням, к той борьбе, которую ведут они за свое право жить, любить, отстаивать себя, свое место в обществе.
Панорама индийского кино, проходившая в рамках делийского фестиваля, открылась торжественной церемонией в память Смиты Патиль и показом последней картины с ее участием – «Красного перца» Кетана Мехты. Актриса сыграла здесь простую крестьянку, осмелившуюся не только не уступить домогательствам помещика, но и ответить на них пощечиной.
Как прекрасно лицо героини, сжимающей в руках серп, чтобы встретить лицом к лицу насильника. Как горько сознавать, что это наша последняя встреча с актрисой. Как радостно, что этому таланту суждено было так полно раскрыть себя в искусстве и остаться в нем навсегда. Как много сделано Смитой Патиль за недолгие годы работы в кино!
А.Липков, ж-л «Экран» август 1987г. |
Главная | Биография | Фильмография | Перед объективом | Пресса | Новости сайта
Indian Magazine | ВИК | Гостевая книга | Переписка | Форум | Почта