ИНДИЙСКОГО КИНО НА ЭКРАНЕ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ. Только в жизни…

    2000 год. Страсти в Индии разгораются не на шутку. Как уже сообщала «ПРАВДА On-line», в штате Карнатака местный легендарный бандит Вираппан, который обвиняется в убийстве 120 человек и 2000 слонов, похитил не менее легендарного киноактера 74-летнего Раджа Кумара, который снялся более чем в 200 фильмах. Возмущенные индусы вышли на улицы, начали громить витрины, на месте линчевать всех известных им бандитов. Уже известно, что в результате беспорядков как минимум один человек погиб, пострадали несколько десятков полицейских и обывателей. Но самое главное - кинематографисты южной Индии заявили о прекращении на неопределенное время съемок новых фильмов и кинопроката в штате. После такого заявления люди готовы разорвать бандита Вираппана на клочки своими руками. 

 Слезы, кровь и любовь

 

    Они значат для индийской экономики больше, чем туризм и горнодобывающая промышленность. На вопрос, какая страна производит больше всего фильмов, почти любой ответит: "Америка", и будет не прав. Действительно, американский кинематограф заставил потесниться национальные фильмы в кинотеатрах всего мира. Кинематографии Европы, Азии и, разумеется, России, за исключением крупных проектов и участия в кинофестивалях, работают в основном на внутренний рынок. Еще лет 25-30 назад самые крупные внутренние рынки имели СССР, США и Индия - самая кинопроизводящая страна в мире. Индия вполне может претендовать на титул мировой кинематографической державы, если не по известности своих лент, то по крайней мере по их количеству. Ежегодно на индийские экраны выходит в среднем 800 игровых фильмов, примерно в два раза больше, чем в США.

 

 Дебет-кредит

    В Индии, как и в США, развернута большая сеть кинотеатров, сейчас их насчитывается более 12 тысяч. Кроме того, в Индии около 60 тыс. видеосалонов. Таким образом, на тысячу человек приходится десяток мест в просмотровых залах. Среднестатистический индиец ходит в кино примерно раз в два месяца (среднестатистический американец пять раз в год), то есть ежегодно кинозалы посещают 56 млрд. человек.

    Кино вовсе не случайно является для индийцев самым любимым зрелищем: в стране всего 47 млн. телевизоров (1 телеприемник на 20 человек), и кино "по ящику" для большинства индийцев просто недоступно. При мизерной стоимости билетов рентабельность кинопроизводства достигается за счет массовой посещаемости.

    Точной статистики относительно ежегодного оборота индийской киноиндустрии не существует. По оценке известного индийского киноактера и крупного продюсера Амитабха Баччана, совокупный доход местной кинопромышленности составляет от 20 до 30 млрд. рупий (450700 млн. долларов) в год. Америка получала такой доход уже на заре киноиндустрии в 1929 году совокупный кассовый сбор составил 720 млн. долларов. Однако средняя стоимость производства одного полнометражного фильма на киностудиях Бомбея, а также двух других центров "индустрии грез", Калькутты и Мадраса, составляет от 20 до 30 млн. рупий (450700 тыс. долларов) примерно столько стоил один фильм малобюджетного проекта киностудии им. Горького. Съемки крупного по индийским меркам проекта стоят примерно 1,75 млн. долларов.

 

 Голливуд по-индийски

 

    Впрочем, уникальность феномена индийского кино не в валовом объеме произведенных лент, а в том огромном социальном значении, которое Болливуд (так сами индийцы называют главный центр своей киноиндустрии, расположенный в Бомбее), играет в жизни индийского общества. Для населения Индии, численность которой приближается к миллиарду, кино больше, чем просто зрелище. Это окно в мир, единственная возможность забыть о лишениях, сопровождающих жизнь сотен миллионов индийских бедняков.

    Фильмы полностью соответствуют статусу и запросам своего зрителя. Большинство из них это боевики, любовные истории и мелодрамы, сюжеты которых часто основаны на фольклоре. Героиня фильмов, как правило, представительница средних или низших слоев индийского общества, любящая знатного героя, который либо ее не замечает, либо не может жениться из-за кастовых предрассудков. Герой в основном смелый и умный сирота, который в конце фильма узнает о том, что его богатые родители живы, а угнетатели повержены. Есть альтернативные варианты: главный герой в финале встречает потерянного в детстве брата или опознает родственника в своем смертельном враге. Идентичность сюжетов, казалось бы, должна отталкивать зрителя, но посетителей кинотеатров часто привлекают только песни, в изобилии имеющиеся в каждом "шедевре".

    Индийский кинематограф отражает полиэтнический состав населения страны. Хотя большая часть фильмов делается на хинди, есть фильмы и на других языках: телугу, тамили, малаяли, каннада и других. Примерно из сотни выходящих в год фильмов на хинди, имеющих наибольшую аудиторию, значительный коммерческий успех сопутствует примерно 20 картинам. Два - три фильма в год становятся "мегахитами": для получения такого статуса лента должна собрать в прокате от 100 до 150 млн. рупий (2,53 млн. долларов).

    Индийские актеры, снявшиеся в нескольких популярных картинах, становятся важными общественными фигурами. Они избираются в парламенты штатов, некоторые заседают в верховной палате Индии аналог нашего Совета федерации. К мнению актеров насчет текущих событий индийцы прислушиваются не меньше, чем к мнению политиков.

    Однако при всем влиянии на индийское общество актеры в стране не столь богаты, как их зарубежные коллеги, хотя по индийским меркам их доходы огромны: ведущие актеры за съемки в картине получают 710 млн. рупий (160230 тыс. долларов).

    Прокатный механизм в Индии несколько отличается от общемирового. Главное звено здесь прокатчик, а не продюсер. По окончании съемок и контрольных просмотров фильм по оговоренной цене продается прокатным агентствам, которые перепродают его более мелким региональным прокатчикам. Вырученные продюсером средства, как правило, не сильно перекрывают стоимость производства проданной картины, зато продюсер получает деньги сразу, и у него уже не болит голова о том, окупится фильм в прокате или нет. Прокатчики рискуют куда сильнее, но в случае успеха снимают все сливки. Не меньше зарабатывают компании, продающие видеозаписи фильмов и саундтреки. Этот рынок оценивается в 36 млрд. рупий (70140 млн. долларов).

 

 В Индии секса нет

 

    Хотя индийская экономика создавалась при непосредственном участии государства, в кино оно пришло недавно вслед за частниками. Лишь 25 лет назад была создана National Film Development Corporation Ltd. (NFDC), а до тех пор государство лишь регламентировало жизнь киноиндустрии законодательным путем. Доля госкомпании на кинорынке невелика, в год на ее деньги снимается 20-30 фильмов, как правило, документальных или хроникальных. NFDC занимается также поддержкой некоммерческого кино и сохранением международного авторитета индийского кино: компания финансирует известных или подающих надежды режиссеров, картины которых потом отправляются на кинофестивали.

    Законодательная база госучастия в кино основывается на двух законах, предусматривающих лицензирование кинопоказа государством и направленных на борьбу с пиратством. Верховным контролирующим органом является Министерство информации и теле и радиовещания. Правительственный комитет выдает права на показ всех производимых и импортируемых фильмов. Государство осуществляет жесткий "моральный" контроль: например, правительство недолюбливает сцены насилия, и они регулярно вырезаются. Секса в индийском кино нет, и даже целоваться на экране разрешили совсем недавно. Все плотские порывы выражаются языком танца. При этом проблема западной конкуренции решается достаточно просто - почти все американское кино в Индии идет без перевода и потому обычным посетителям кинотеатров попросту непонятно (английский язык хорошо знают лишь представители среднего и высшего классов, которые с кинопродукцией знакомятся на видео; в кинотеатры же ходят в основном бедняки).

    Внимательное отношение государства к кинематографу не сказывается отрицательно на индийской киноиндустрии. Напротив, контроль за импортом и распространением кино свел долю пиратской продукции на этом рынке до 510% от общего его объема. Контроль за целомудренностью позволяет без проблем ретранслировать фильмы по кабельным и спутниковым каналам в страны Азии и Ближнего Востока. С 1990 года показ индийского кино и телепрограмм осуществляется по спутниковым каналам в США, Европе, на Ближнем Востоке и Юго-Восточной Азии.

 

 Индия догоняет

 

    Индийское кино сегодня уже проникает в святая святых массового кинематографа - на территорию Америки. В США уже открыто более десятка кинотеатров, которые показывают только индийские фильмы. Основная аудитория этих кинотеатров те, кто приехал работать в Штаты из Индии.

    До недавнего времени структура индийского кинопроизводства была недостаточно развитой. Большую часть производителей кино составляли небольшие компании, действовавшие на свой страх. Скромные масштабы и высокая степень риска ограничивали для них доступ к заемным финансовым средствам. Лишенные возможности получать нормальный банковский кредит кинокомпании были вынуждены занимать деньги под 2535% и в этих условиях умудрялись получать прибыль, в первую очередь за счет экономии. В последнее время в индийском кино наблюдается процесс концентрации капитала, характерной для кинопромышленности США и Европы. Ведущие позиции начинают занимать крупные кинокорпорации, способные получать большие кредиты под низкий процент. Кино становится все более дорогим и зрелищным. Так что в ближайшие 10-20 лет можно ожидать мощного роста индийской киноиндустрии, которая уже сегодня по своим масштабам является одной из лидирующих в экономике страны.

 

Источник: журнал "Эксперт" 

 

Назад

Главная | Биография | Фильмография | Перед объективом | Пресса | Новости сайта

Indian Magazine | ВИК | Гостевая книга | Переписка | Форум | Почта

Hosted by uCoz