Памяти Смиты Патиль

Ей не терпелось

сниматься в кино

 

Смита Патиль навсегда останется в памяти зрителей     Сегодня, когда актеры и актрисы приходят и уходят, а люди потом даже не могут вспомнить - куда, существуют несколько имен, которые, возможно, останутся в людской памяти навеки. Даже спустя много лет после их ухода на пенсию или ухода из жизни по воле небес зрители помнят их и лелеют эти воспоминания. Имя, которое непременно будет жить еще долгие-долгие годы - Смита Патиль. Эту актрису, обладавшую многогранным талантом, будут живо помнить еще многие поколения зрителей, несмотря на то, что она скончалась более десяти лет назад, 13 декабря 1986 года. И хотя карьера ее длилась недолго, всего около десяти лет, Смита Патиль оставила незабываемый след в летописи индийского кинематографа, снявшись в более пяти десятков фильмов на различных языках Индии.

 

    Смита родилась 17 октября 1955 года в Пуне. Завершив образование в Национальном Институте Кино и Телевидения в своем родном городе, она перебралась в Бомбей. Вскоре Смита начала работать на телевидении Дурдаршан в качестве ведущей теленовостей. Однако с самого начала было ясно, что ей не терпится начать сниматься в кино. Первую такую возможность ей предоставил Арун Кхопкар. В то время он был студентом того самого Национального Института Кино и Телевидения, где училась Смита, а небольшой фантастический фильм "Teevra Madhyam" с ее участием явился его дипломной работой. Чуть позже Смита снялась в детском фильме режиссера Шьяма Бенегала "Charandas Chor".

 

    Однако настоящим прорывом для нее стал в 1975 году фильм того же Шьяма Бенегала "Nishant". В 1977 году Шьям Бенегал пригласил Смиту сняться в его ленте на языке телугу "Kondura", а затем она появилась в фильме "Jait Re Jait" Джаббара Пателя (на маратхском языке). Первый фильм, принесший Смите Патиль национальную кинопремию, "Bhumika", также был снят в 1977 году Шьямом Бенегалом. В этом фильме, основанном на реальных событиях из жизни актрисы Хансы Вадекар, Смита исполнила роль главной героини.

 

    Перед тем, как вручить почетную награду, член жюри объявил, что кинопремии Смита удостоилась за "блестящую актерскую работу, за создание сильного и страстного, сложного и нестандартного образа; за восхитительно точное отображение страданий подавленной женщины, которую постоянно мучают, тревожат, беспокоят и эксплуатируют ее мужчины, что приводит ее в конце концов к горьким размышлениям о своей сути в полном одиночестве; за яркое, живое изображение сути Женщины и Актрисы, профессиональной и личной жизни героини; за редкую чувствительность, проницательность и постоянно присутствующее чувство иронии". 

 

    В 1979 году легендарный сценарист Кхваджа Ахмед Аббас привелек мощный актерский потенциал Смиты Патиль в свой фильм "Naxalites", а годом позже она исполнила главную роль в "Aakrosh" Говинда Нихалани. Кроме того, в 1980 году она продемонстрировала свой талант в ленте "Bhavani Bhavai" Кетана Мехта. К этому времени Смита Патиль уже прочно укрепила за собой звание серьезной, заслуживающей доверия актрисы. О чем свидетельствует вторая, полученная ей в 1980 году, Национальная кинопремия за лучшую женскую роль в фильме "Chakra". 1980 год действительно оказался очень плодотворным для Смиты Патиль. Именно в этом году она впервые снялась у Сайида Ахмада Мирзы в "Alberto Pinto Ko Gussa Kyun Aata Hai", а также впервые появилась в фильме Мринала Сена "Akaler Sandhaney" на бенгальском языке. Признанный мастер индийского кинематографа Сатьяджит Рей также использовал силу эмоций этой актрисы в своей первой телевизионной ленте "Sadgati" по рассказу Мунши Премчанда.

 

Смита в фильме "Akaler Sandhaney"    А еще через некоторе время (после таких фильмов, как "Umbartha" Джаббара Пателя и "Bazaar" Сагара Сархади) Смита впервые блеснула в коммерческом кинематографе. В 1982 году она появилась в лентах "Arth" Махеша Бхатта (здесь она состязалась в актерском мастерстве с Шабаной Азми), "Shakti" Рамеша Сиппи, "Namak Halal" Пракаша Мехра, "Badle Ki Aag" и "Tajurba" Никхила Саини. Снимаясь с такими популярными киноактерами, как Амитабх Баччан, Смита доказала, что ее не привлекают все предложения без разбора. Чтобы получить согласие Смиты на роль, общения с ней добивались крупнейшие мэтры коммерческого кинематографа, такие, как Радж Кхосла ("Mera Dost Mera Dushman"), Сунил Датт ("Dard Ka Rishta"), Радж Н. Сиппи ("Qayamat"), Дж. П. Датта ("Ghulami") и другие.

 

    Заметным в актерской карьере Смиты стал 1982 год. Он оказался примечательным благодаря фильму Шьяма Бенегала "Mandi", в котором Смита снова снялась вместе с Шабаной Азми, получившей прозвище главной соперницы Смиты в борьбе за звание самой талантливой индийской актрисы. Через год Смита согласилась на предложение семейства Б. Р. Чопра сняться в их ленте "Aaj Ki Awaaz". В 1983 году на экраны вышли целых двенадцать фильмов с ее участием. Столько же новых фильмов зрители увидели в 1986 году, последнем году ее жизни...

 

    Даже в 1987 году, уже после смерти актрисы, на экранах гордо прошествовали еще шесть ее кинолент. Все они были коммерческого характера. Среди них оказались фильмы "Awaam" (Б. Р. Чопра), "Dance Dance" (Баббар Субхаш), "Thikana" (Махеш Бхатт), "Anth" (Амит Кханна), "Raahee" (Раман Кумар). В 1985 году в профессиональной жизни Смиты Патиль произошло знаменательное событие. Президент лично удостоил ее звания Padma Shri за выдающийся вклад в развитие искусства. А еще до этого, в августе 1984 года, Смита стала одним из членов жюри восьмого Международного кинофестиваля в Монреале. Ретроспективный показ ее кинофильмов состоялся в Ля Рошелль и Париже. Она стала первым представителем киноискусства стран Азии, удостоившимся такой чести.

 

Б.Б. Нагпал

Индийская пресса, 1990г.

Текст статьи

http://www.kec.tck.ru/~priya

 

Назад

Главная | Биография | Фильмография | Перед объективом | Пресса | Новости сайта

Indian Magazine | ВИК | Гостевая книга | Переписка | Форум | Почта

Hosted by uCoz