Такая короткая долгая жизнь

"Роль Рукмини навсегда решила 

судьбу Смиты Патиль..."

 

Лицо Смиты было знакомо и на Западе!     На рекламных щитах делийского кинофестиваля часто можно было увидеть это лицо с умными, внимательными глазами и простой, скромной прической. Лицо актрисы Смиты Патиль, знакомое зрителям разных стран мира по многим фильмам, составляющим ныне славу индийского кино. Увы, дань признания ее таланту воздавалась на этот раз уже посмертно: актриса ушла из жизни в расцвете сил, неожиданно, в возрасте всего лишь 31 года.

 

     Судьба ее в искусстве была счастливой, путь в кинематографе – прямым и честным, признание – стремительным и безоговорочным.

 

      Карьера Смиты началась на телевидении, куда 17-летнюю девушку, тогда еще студентку колледжа, пригласили работать диктором.

 

      - Не думаю, что получила на телевидении какой-то опыт, полезный для актерской профессии, - рассказывала актриса в интервью на Ташкентском кинофестивале 1978 года. – У диктора совсем иная задача: надо просто читать текст, работать на камеру, т.е. как раз то, чего нельзя делать в кино… Но телевидение дает популярность. Тебя каждый вечер видят, тебя все знают. На меня обратили внимание кинематографисты. Я получила несколько предложений сниматься в коммерческом кино, но оно меня не интересовало, и я каждый раз отказывалась…

 

      Впервые на экране Смита появилась в дипломной работе студента киноинститута Аруна Кхопкара. В этой ленте и заметил ее Шьям Бенегал, предложивший ей участие в детском фильме «Разбойник Чарандас», а затем и роль Рукмини в «Конце ночи». Эту роль отмечали точность психологического рисунка, внутреннее достоинство, понимание и сострадание нелегкой участи героини. Она – жена одного из помещичьих братьев. Братья похитили замужнюю женщину и превратили в свою наложницу, и Рукмини воспринимает случившееся с молчаливой покорностью судьбе, и с внутренним отвращением к творящейся на ее глазах грязи, и с ревностью, уже чисто женской, к незваной сопернице, внезапно занявшей так много места в сердце ее мужа. Не только этой несчастной пленнице выпала участь жертвы, но и самой Рукмини, бессловесной рабыне в собственном доме, без всякой вины погибающей, когда таившаяся и копившаяся за годы ненависть крестьян к угнетателям взрывается яростной лавой восстания.

 

      Эта роль решила судьбу Смиты Патиль – она навсегда связала ее с кинематографом и более всего с творчеством Шьяма Бенегала, у которого снималась затем в «Пробуждении», «Благодеянии», «Трудной роли» и «Рыночной площади».

 

Смита в "Трудной роли"      В «Трудной роли» Смита сыграла актрису Ушу, звезду кинематографа, чья жизнь окружена ореолом славы, блеском многометровых афиш с ее портретом и бесконечным одиночеством. Нет счастья в семье: мужу нужна не она, а деньги, которые дает ей актерская профессия. В этой роли Смита не просто воплотила биографию актрисы, реальным прототипом которой была Ханса Вадкар, одна из интереснейших фигур индийского кино в 40-50 годы, но и выразила себя, свои размышления о женщине в индийском обществе. Актриса рассказала, что просмотрев картину, один из ее друзей, по главной своей профессии психиатр, по другой, в которой так же талантливо проявил себя, киноактер, Мохан Агаше сказал, что созданный Смитой портрет Хансы на самом деле есть портрет ее самой.

 

      Помимо бесконечного богатства психологических состояний, работы Смиты Патиль в «Роли» впечатляет и превосходным чувством кинематографической стилистики: ведь, кроме личной судьбы героини, актрисе приходится играть  и ее кинематографические роли, исполнять песни и танцы, которые та исполняла в фильмах.

 

      Какие бы роли ни играла Смита Патиль, будь то простая деревенская женщина Чинди в фильме Джаббара Пателя «Я победил! Я победил!» или обольстительница городских 2сламов», нищих лачуг на задворках Амма из «Замкнутого круга» Рабиндры Дхармараджа, будь то интеллигентка Джотсна – преподавательница колледжа в «Полуправде» Говинда Нихалани или Зинат, девушка из увеселительного заведения в «Рыночной площади» Шьяма Бенегала, будь то, наконец, роли в коммерческом кино, куда не без долгого колебания все же пришла работать Смита и сыграла там и страдающих матерей, и покинутых жен, - во всех ее ролях ощущалась неординарность человеческой личности, глубокое уважение к своим героиням, к той борьбе, которую ведут они за свое право жить, любить, отстаивать себя, свое место в обществе.

 

Смита в фильме "Красный перец"      Образ положительного героя всегда для актеров труднейшая задача. Сколько примеров тому, когда экранные персонажи, наделенные полным набором самых замечательных черт, оказывались всего лишь бледными тенями, лишенными жизни. Смите такая роль оказалась под силу. Героиня, сыгранная ею в фильме Джаббара Пателя «Порог», выбирает себе нелегкую работу, ежедневно обрушивающую на нее множество проблем, которых она никогда не знала, живя в обеспеченном доме своего мужа, преуспевающего адвоката. Став начальницей приюта для покинутых женщин, она сталкивается с искалеченными человеческими душами, изверившимися, озлобившимися, надломленными, и все таки душами человеческими.  Она узнает, что такое коррупция и что такое бездушие, и, самое страшное, что продажными, равнодушными, глухими к чужой боли оказываются  люди, которые по своей должности должны были бы помогать этим потерявшим нравственные опоры женщинам обрести свое место в жизни. Сама же она обретает цель и смысл существования в жизни для других, пытаясь сеять семена добра, которые могут и не взойти, - увы, она понимает и это. Но иного пути все равно для нее нет, выбор сделан раз и навсегда.

 

      Панорама индийского кино, проходившая в рамках делийского фестиваля, открылась торжественной церемонией в память Смиты Патиль и показом последней картины с ее участием – «Красного перца» Кетана Мехты. Актриса сыграла здесь простую крестьянку, осмелившуюся не только не уступить домогательствам помещика, но и ответить на них пощечиной.

 

      Как прекрасно лицо героини, сжимающей в руках серп, чтобы встретить лицом к лицу насильника. Как горько сознавать, что это наша последняя встреча с актрисой. Как радостно, что этому таланту суждено было так полно раскрыть себя в искусстве и остаться в нем навсегда. Как много сделано Смитой Патиль за недолгие годы работы в кино!

 

А.Липков, ж-л «Экран»

август 1987г.

 

Назад

Главная | Биография | Фильмография | Перед объективом | Пресса | Новости сайта

Indian Magazine | ВИК | Гостевая книга | Переписка | Форум | Почта

Hosted by uCoz