Смита Патиль на экране и в жизни

Она стала звездой,

не прилагая усилий

 

 

Смита была одинаково хороша в любой роли    Для журналиста нет большей муки, чем брать - выполняя задание - интервью у популярных актёров. В подавляющем большинстве они, блистательные на экране, в жизни оказываются людьми дюжинными, скучными, говорящими одни банальности. Смита Патиль и в этом отношении была исключением - контактной, как ныне говорят, мгновенно схватывающей, о чем идет речь, говорившей нетрафаретно; в ней чувствовались культура, ум, хорошее образование. 

 

    Наделенная от природы щедрым даром, а также внешностью, мы бы сказали, типичной индийской женщины, позволяющей с одинаковым успехом выступать в ролях и городских интеллектуалок, и крестьянок, богачек и нищенок, женщин из различных регионов Индии, она, пожалуй, обречена была на карьеру знаменитой актрисы. А "звездой" стала по "правилам игры" в индийском кино, не прилагая никаких стараний, - коммерческое кино она всю жизнь последовательно отрицала, но, как и каждый актер в Индии, совсем избежать съемок в подобных фильмах не всегда могла.

 

    Патиль еще училась в колледже, когда стала работать диктором бомбейского телевидения в программах, шедших на языке маратхи. Известно, что ныне дикторы телевидения часто становятся почти такими же "звездами", как и киноактрисы. Часто, но не всегда. Патиль стала в Бомбее знаменитостью еще как диктор, но, думается, она ошиблась, считая это результатом только частого своего появления на телеэкранах. Многие рассказывают, что и на маленьких экранах проявлялось многое из того, что сделало ее киноактрисой № 1 индийского кино - редкая естественность поведения, сдержанность в жестах при богатстве внутренней жизни, выразительность лица и глаз, интеллигентность и поразительное обаяние. Неудивительно, что скоро она стала получать предложения сниматься в кино. Давая интервью А. Липкову, она сказала: "На меня обратили внимание кинематографисты. Я получила несколько предложений сниматься в коммерческом кино, но оно меня не интересовало, и я каждый раз отказывалась. Так продолжалось до тех пор, пока Шьям Бенегал не предложил мне роль в своем фильме".

 

    Это был "Конец ночи". Ей досталась роль жены одного из братьев-помещиков, негодяев и насильников, полностью разложившихся в атмосфере вседозволенности. Роль небогатая по возможностям: ее героиня - женщина, которую ужасает окружающая ее грязь, но которая далеко не сразу решается уйти из дома, превращенного в притон, а когда решится - будет поздно: восставшие крестьяне ворвутся в дом и убьют ее вместе с помещиками. Затем Патиль станет, можно сказать, постоянной актрисой Бенегала, снимется в его фильмах "Пробуждение", "Благодеяние", в известной нам "Трудной роли" и других.

 

    Патиль родилась в Пуне, красивом и полном древних памятников городе, центре индийского кинообразования, но готовилась к профессии психолога. Кинематографом и театром интересовалась не более, чем любая девушка из интеллигентной семьи, то есть очень мало. Открыл ее, да пожалуй, и воспитал, и заставил поверить в свои силы Бенегал, говоривший, что Патиль - прирожденная актриса, интуитивно открывающая и легко использующая в своей игре все, что другие актеры приобретают долго и постепенно в результате учебы и практики. В самом деле, у нее словно бы и не было периода ученичества: уже в первой своей картине, в первой большой роли она выглядит зрелой актрисой, правдиво и впечатляюще показывающей растерянную, душевно сломленную женщину, причем играет она на редкость сдержанно, совершенно не прибегая к штампам коммерческого кино, направленным на то, чтобы во что бы то ни стало выжать у зрителя слезу.

 

    Актриса "нового кино", актриса психологической игры, способная правдиво и полно рассказать о судьбе женщины в современном индийском обществе, раскрыть ее духовный мир, - такое реноме приобрела Патиль после первых же фильмов. В этом плане особенно характерна картина "Трудная роль", где использовалась история реальной "звезды" 50-х годов Хансы Вадкар для исследования положения женщины, в данном случае - популярной актрисы, в обществе и семье.

 

    Внешне героиня Патиль живет завидной жизнью - слава, большие деньги, общее поклонение и т. п. Но, в сущности, она одинока и в семье глубоко несчастна: для мужа она - лишь источник денег, дающих ему возможность жить в свое удовольствие, причем свой паразитизм он считает делом естественным и закономерным. Мужчины, страстно добивающиеся ее благосклонности, видят в ней "звезду", красивую и драгоценную игрушку, а не человека, - поначалу они кажутся как бы антиподами мужа, но потом неизменно оказываются не менее расчетливыми эгоистами, чем муж. Патиль тонко раскрывает мир чувств и переживаний женщины, лишенной права быть личностью, обреченной на одиночество, разочарование, обиды, и соблюдать при этом видимость счастливого, всем довольного человека.

 

    Беда героини "Трудной роли" совсем не в том, что она - актриса, а в том, что в таком положении может оказаться любая женщина, из любого слоя общества. Так, героиня фильма "Пробуждение" - представительница касты неприкасаемых, крестьянка, разумная и энергичная руководительница молочного кооператива, но дома она - в полной зависимости от мужа-бездельника, пропивающего все, что она зарабатывает, и она ничего не может поделать - "так принято".

 

    Речь идет в обоих случаях (впрочем, у Патиль много аналогичных ролей) не о казусах, не об отклонениях, а о явлении. Актриса показывает судьбу женщины в обществе внешне быстро развивающемся, которое имеет бесспорные экономические, научно-технические, политические и другие успехи, но сохраняет в социальной структуре патриархальные, чтобы не сказать - феодальные, взгляды на женщину как рабыню мужа. В упоминаемом интервью Патиль говорила: 

 

    - Моими героинями были женщины, вынужденные бороться в одиночку, зарабатывать деньги для своих мужей и при этом не знать ни свободы, ни равенства, ни счастья. Но все же, несмотря на все выпадающие на их долю невзгоды и унижения, в этих женщинах раскрываются по-настоящему сильные человеческие характеры, более мужественные и способные к решительным поступкам, чем характеры мужчин, которым они по традиции подчиняются.

 

    Тема Патиль важна и актуальна не только для Индии, она кажется животрепещущей вообще для нашего сложного времени. Мы привычно называем XX век веком атомной энергии, космических полетов, информатики и т. п., поражающих воображение достижений научно-технического прогресса. Но вместе с тем нельзя не видеть и какой-то странной реакции на НТР, выражающейся во многих странах, причем не только третьего мира, в реанимации самых ретроградных, самых реакционных социальных систем. Самый разительный тому пример - введение в Иране, потенциально богатейшей и перспективной стране, средневековых законов шариата, принуждающих женщин носить одеяния, в которых невозможно работать.

 

Переживания своих героинь Смита пропускала через себя    Это реакция на прогресс - объясняют социологи и специалисты по массовой психологии, мы же отметим лишь один момент - разочарование оттого, что наука никак не сделала жизнь легче и счастливее, сочетающееся со страхом перед будущим, в котором простой человек вообще не находит себе места. Но мало только объяснять происходящее, необходимо показывать нелепость жизни с повернутой назад головой, нужно защищать жертвы этой реакции. Это и делала серия фильмов с участием Смиты Патиль. Ею сыграно много разных ролей, но в число классиков индийского кино ее ввела прежде всего последовательная борьба за равноправие, честь и достоинство женщин, непримиримая критика пороков общества.

 

    Один из последних фильмов Патиль - "Утро" Джаббара Пателя - поворачивает привычный образ новой стороной. Савитри, так зовут героиню, - представительницу передовой интеллигенции. Окончив университет, она едет в колонию для девушек, извлеченных со "дна" жизни, - проституток, торговок наркотиками, уголовниц. Столкнувшись с неведомым страшным миром, поняв, что на панель многих заставили пойти их мужья и женихи, увидев, что полиция и сама занимается поборами с этих несчастных созданий, догадавшись, что власти совершенно равнодушны, Савитри - Патиль не отстраняется, хотя для нее, жены состоятельного человека, это было бы естественно, на это ее толкает и администрация, которой она мешает. Но Савитри делает все возможное и невозможное, чтобы возродить этих женщин, вернуть их к нормальной жизни.

 

    Приехав в отпуск домой, Савитри узнает, что у мужа есть женщина. Муж, впрочем, по-своему порядочный человек. Коль скоро жена вернулась, он готов жить по-старому. И уговаривает Савитри не уезжать, не оставлять дочку. Но у нее своя шкала нравственных ценностей. Простить грешки мужа, которым сам он никакого значения не придает, она не может, потому что это тоже частичка системы, принижающей женщину. Она уезжает обратно выполнять свой долг интеллигента - спасать обиженных и оскорбленных женщин...

 

    За роль Савитри Смита Патиль получила в 1986 году приз ФИПРЕССИ - очень почетный приз международной организации кинокритиков.

 

Соболев Р. П., Соболев Е. Р. 

ВТПО "Киноцентр", 1989г.

 

Назад

Главная | Биография | Фильмография | Перед объективом | Пресса | Новости сайта

Indian Magazine | ВИК | Гостевая книга | Переписка | Форум | Почта

Hosted by uCoz